Использование электронных устройств для обучения
Эта неделя стала для меня рекордной по количеству выступлений. Во вторник пришлось поучаствовать в круглом столе на тему «православная книга в моей семье», где я выступил с анализом рассказа Бунина «Подснежник», ну а в четверг я был на экологической конференции в МГАДА, где рассказывал об электронных книгах и планшетах. К моему удивлению, работа заняла второе место, чему я сильно рад. Ну а чего добру пропадать? Решил выложить текст доклада в блог. Надеюсь, кому-нибудь информация покажется полезной.
Наш мир постоянно меняется и совершенствуется: остановить прогресс не под силу никому. То, что всего двадцать лет назад могло лишь присниться во сне, сегодня набирает пугающие обороты. Мир человека постепенно машинизируется: ещё чуть-чуть, и на Земле не останется таких мест, где не побывал бы компьютер. Во льдах Антарктиды, в горах, на доньях глубоких океанов, на вершинах гор, в космосе – электронные устройства захватывают власть повсюду. Ещё совсем недавно сопоставимые с размерами жилого помещения, теперь компьютеры помещаются у нас в кармане, а некоторые из них устанавливаются там, где и вообразить-то трудно: в привычных нам бытовых приборах, детских игрушках, а иногда и вовсе в канцелярских товарах.
И если даже ручки и блокноты становятся электронными, неудивительно, что обычным книгам люди в последнее время предпочитают цифровые. Пройдёт ещё немного времени, и тогдашняя молодёжь запомнит «Войну и мир» не как солидных размеров ветхий томик, бережно передаваемый из поколения в поколение, а как очередной файл, записанный на их портативных устройствах. Благо, современный рынок предлагает не только солидных размеров лэптопы, а удобные и компактные электронные книги. Возможность комфортно читать произведения на планшетах и мобильных телефонах тоже никто не отменял, причём последние справляется с этой задачей куда лучше, чем устройства, предназначенные для этого в первую очередь.
Впрочем, планшетный компьютер и есть усовершенствованная версия электронной книги, отличающаяся от своего собрата, прежде всего, наличием полноценной операционной системы, позволяющей запускать сторонние приложения. Этот, казалось бы, маленький нюанс делает возможности подобного устройства гораздо более широкими, позволяя читателю не только с лёгкостью загружать новые произведения, лекции и статьи из Интернета, но и предлагая ему же абсолютно новые способы взаимодействия с устройством.
Но нас сейчас интересует не количество возможностей, а применение электронных устройств в учебном процессе. Благо, государство всерьёз обеспокоено этой проблемой и активно развивает данную отрасль. Например, сравнительно недавно миру был показан первый электронный учебник, своеобразный отечественный ответ широко известному iPad от Apple – Plastic Logic 100, завод по производству которых планируется открыть в Зеленограде.
Пока данного девайса ещё нет в продаже, но уже сейчас можно судить о разработке, опираясь на обзоры Интернет-прессы. Главным преимуществом устройства, судя по обзорам, является гибкий ударопрочный экран, способный вынести тяжёлую жизнь в портфеле школьника. Минусов же – уйма, среди них монохромный дисплей, небольшая функциональность (в том числе, отсутствие возможности масштабирования) и, собственно, цена – продавать сие «чудо» собирались за 12000 рублей, когда самые простенькие планшеты на базе Android, обладающие куда большим функционалом, можно приобрести 2-3 тысячи.
Куда более дорогие устройства от Apple подкупают целой образовательной программой, которая, возможно, совсем скоро изменит процесс обучения во многих странах. Обновление iBooks, а также две абсолютно новые программы – iBooks Author и iTunes U уже сейчас активно используются для обучения за границей.
Итак, iBooks 2 превратила электронные книги в самые настоящие интерактивные пособия, позволяющие не только читать текст и просматривать редкие иллюстрации, но и смотреть видео, проходить различные тестирования и знакомиться с целыми фотогалереями, упрощающими понимание материла. Примечательно, что российского контента в магазине книг пока нет, но его сможет создать любой желающий благодаря компьютерной программе iBooks Author. Процесс создания интерактивных книг прост как работа в Microsoft Power Point. Или даже немного легче, ведь Apple стремятся, чтобы интерфейс в их программах был как можно более дружелюбным.
iTunes U предоставляет всем желающим доступ к полностью оцифрованным материалам лекций от ведущих зарубежных университетов. С соответствующим качеством, конечно. Минус один, и он критичен для нас – для русских учеников и учителей контента тут нет.
Впрочем, все эти дорогостоящие устройства в массы вывести пока не получится, а вот начать проводить эксперименты, используя менее дорогие электронные книги и планшеты – вполне. Не буду многословен, подведу итоги, выделив ряд преимуществ такого решения:
Самый критичный, на мой взгляд, вопрос – вес устройств. Только подумайте, электронная книга, занимающая всего пару сотен грамм, сильно облегчит тяжёлый портфель современного школьника. Возможно, при отказе от современных учебников, портфели и вовсе перестанут быть нужными.
Второе преимущество электронных устройств – возможность поиска по ключевым словам. Очень часто бывает, что ученики долго не могут найти какую-то задачу в учебнике по математике или определённый фрагмент в художественном произведении. С электронными книгами эта проблема решается довольно просто: в ряде «читалок» реализована функция поиска, которая не только перебросит пользователя на нужную ему страницу, но и выделит искомое слово в тексте. Другой вопрос – скорость этого процесса. Пока что не все устройства идеально справляются с такими заданиями (что зависит, правда, от электронного размера книги).
Третий, спорный плюс — возможность выполнения заданий. С использованием планшетов учителю больше не понадобится вечно искать листочки перед каждой самостоятельной работой. Тестирования могут проходить в специальных программах, что гораздо удобнее стандартных тестов.
И ещё одна, на этот раз очевидная победа электронных книг над обычными — более яркие и запоминающиеся материалы. Современные гаджеты вполне могут взять на себя функции электронной доски, применяемой во многих школах. Ученики смогут смотреть видео, взаимодействовать с различными объектами, а так же слушать лекции дома.
Однако минусы тоже есть, и их нельзя упускать из виду.
Самым критичным, на мой взгляд, является практически полное отсутствие русифицированного электронного контента. Художественную литературу найти – не проблема, а вот полноценных учебников практически нет. Даже если и есть, то, скорее всего, они не подойдут большинству учебных заведений, где учителя уже давно распланировали занятия, пользуясь учебниками и методичками определённого автора. И увы, на реализацию полноценных учебных пособий, использующих весь потенциал планшетов и электронных книг, потребуются многие годы. Именно поэтому надо начинать готовить подобные мероприятия уже сейчас, чтобы хотя бы к 2018 году иметь солидную базу, готовую к использованию в учебных заведениях.
Вторая проблема – стоимость устройств. Пока ещё не все жители РФ могут позволить себе электронную книгу. И хотя суммарная стоимость бумажных учебников может превосходить стоимость устройства, поломка электронной книги (что при небрежном отношении - довольно частое явление) может стать критичной и здорово ударить по карману.
Третья – сложность в освоении. Хотя современные дети очень часто общаются с техникой на «ты», очень сложно объяснить маленькому ребёнку, что можно, а что нельзя делать с электронными устройствами. К выбору программного обеспечения нужно подойти с особой тщательностью, лишив детей возможности совершать какие-либо неверные действия. Рекомендую использовать дистанционное управление: так учитель сможет полностью контролировать действия учеников.
Последняя проблема, которую я хочу выделить, – вред для зрения. С одной стороны, у электронных книг есть неоспоримое преимущество – они позволяют увеличивать текст до внушительных размеров, что позволяет глазам не так сильно напрягаться. С другой же, мерцающие пиксели не самым лучшим способом влияют на зрение ребёнка, что было доказано многими врачами.
Но, говоря о таких проблемах, стоит упомянуть о специальной технологии e-ink (электронная бумага), которая, по сравнению с жидкокристаллическими дисплеями, наносит куда меньший вред зрению. Конечно, без проблем не обошлось – иначе подобные экраны уже давно встраивались бы во всю современную технику. Дело в том, что электронная бумага хранит изображение текста и графики в течение длительного времени, не потребляя при этом энергии; обновление изображения происходит лишь после совершения какого-либо действия. А поэтому она не способна показывать анимированные эффекты, а в большинстве случаев и вовсе монохромна (прямо как Plastic Logic). Поэтому, используя электронные книги с данной технологией, можно забыть об интерактивных объектах и различного рода заданиях, реализацию которых можно без труда увидеть на планшетах.
Подводя итоги, хочется сказать, что на данный момент массовое внедрение электронных учебников в школы невозможно. Но готовиться к этому событию надо уже сейчас. Разрабатывать специальные программы (возможно, даже ОС, позволяющие ограничивать постороннюю деятельность детей во время уроков), проводить учебные занятия, обучающие использованию портативных устройств, проводить эксперименты на старшеклассниках, уже подкованных в технике. Но одно уже с уверенностью можно сказать сегодня: за технологией будущее. Придёт время, когда подобные методы обучения станут для нас обыденными.
Лучше бы, конечно, наши заказали устройства у кого-нибудь. Но нет же, нужно и на этом заработать. И жаль что iBooks Author только для маков...
мне интереснее читать электронную книгу)
у меня она есть qumo colibry
Мне кажется, «интереснее» — не то слово. Текст-то один. «Удобнее» здесь более уместно, что ли.
Да да да ты прав, с нашим то копьютерным миром...